Аналитическая справка «Создание психолого-педагогических условий в МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска

 

      10.03.2023 г.

 

   В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для успешной реализации образовательной программы в МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска большое внимание уделяется обеспечению следующих психолого-педагогических условий:

· уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки;

 · поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

 · поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 · защита детей от всех форм физического и психического насилия.

 2.14. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.

 

  Для достижения более адекватной самооценки необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.

   Поддержка проявлений самостоятельности - это важное условие формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Появление инициативы у ребенка и элементарного планирования, стремление к получению задуманного результата являются критерием проявления самостоятельности у старших дошкольников, а вместе с этим развития адекватной самооценки.

 Улыбка,похвала, одобрение все это примеры положительного  подкрепления, они ведут к повышению  самооценки, создают позитивный образ Я. Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Внешние проявления внимания, привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтоб они были разнообразны.

        Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.

   Педагоги МБДОУ № 7 "Ромашка" г. Сальска при обращении к детям используют имена, проявляют внимание к настоянию, желаниям и мнениям детей, отмечают их достижения, пользуются чаще поощрением, оценки относятся к действиям (а не к личности).

 

2.15.  Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

  На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, наблюдается отстранённость в играх, нежелание принимать участие в делах группы. Педагоги проявляют уважение ко всем детям, обращают внимание детей на эмоциональное состояние друг друга, обучают способам взаимодействия, в том числе способам решения конфликтов.

 

2.16.  Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Педагоги оказывают помощь детям, предоставляют возможность для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Таким образом, для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности педагоги МБДОУ  № 7 «Ромашка» г. Сальска считают необходимым:

1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.

2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

3. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

4. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

5. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка.

6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.

7. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Содержание в открытом доступе различных элементов РППС. Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.

8. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 9. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. 10.Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

11.Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

12.Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

13.Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

 

2.17. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

  В МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска  соблюдается обеспечение охраны прав ребенка, создаются благоприятные условия - соответствующая атмосфера стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении;  создаются все условия для улучшения эмоционального фона в детском саду. Дети находятся в поле зрения педагогов, педагоги не ограничивают естественный шум в группе, не используют методы, которые могут испугать, унизить или обидеть ребенка, адекватно реагируют на жалобы детей, в ДОО осуществляется профилактика профессионального выгорания у педагогов.

В своей работе педагоги выделяют следующие этапы работы дошкольного учреждения в целях профилактики жестокого обращения с детьми в семьях.

1.Информационный.

   Получение информации о семейном неблагополучии. На данном этапе используют следующие методы: индивидуальное собеседование, посещение на дому, ежедневный контроль за посещением ребенком дошкольного учреждения (оперативное принятие мер по выявлению причин пропуска), анкетирование родителей. Так же: обращение лиц по телефону доверия, обращение граждан, детей, информация из органов и учреждений ПДН, чрезвычайные происшествия, судебные решения, информация из медицинских организаций, медосмотров, иные источники.

2.Диагностический.

Диагностика семей и несовершеннолетних на наличие проблем.

Наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, опросы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночные методики, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений. Беседа с родителями при первичном посещении семьи, в ходе которой определяется уровень эмоциональной поддержки и автономии членов семьи, особенности стиля воспитания, норм и правил семьи и т.д. Информация общего характера: адрес проживания, прописка, состав семьи: ФИО родителей, детей, возраст, национальность, сведения из учреждений свидетельствующих о неблагополучии семьи. Специализированная информация социального статуса семьи: полная, неполная, безработные, многодетные, малообеспеченные, состояние здоровья, уровень образования, нарушения функции семьи и т.д. Источники информации о семье: социальные работники, специалисты КДН и ЗП (зарегистрированные случаи жестокого обращения с ребенком со стороны родителей); специалисты органов опеки (оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в обстановке представляющей угрозу жизни и здоровью ребенка, нуждается в социальной реабилитации, социальных выплатах, льготах, пособиях, компенсации). Специалистов поликлиники: состояние здоровья, наличие льгот на лечение и приобретение медикаментов. Соседи, родственники и другие физические лица.

3.Коррекционный.

Коррекция детско-родительских отношений.

Используются следующие формы в рамках реализации данного этапа: социально-психологические тренинги, консультации, коррекционные занятия, индивидуальные профилактические беседы. Занятия в котором направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, формировании их эмоциональной связи с ребенком, развития конструктивных способов решения конфликтных ситуаций в семье, выявление и коррекция родительских установок и позиций.

4.Профилактический.

Профилактическая работа с семьями и несовершеннолетними по предотвращению насилия и жестокого обращения. Участие родителей и детей в совместных мероприятиях, различных акциях и праздниках для формирования эмоциональной близости и привязанности. Распространение брошюр, листовок, информационных буклетов.

5.Методический.

Методическое сопровождение деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения. Разработка алгоритма деятельности специалистов по профилактике необходимого программно-методического материала.

 

   В МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска профессиональную психологическую помощь детям осуществляет педагог-психолог. Это специалист, который, учитывая возраст ребенка, выявляет детские проблемы и ставит своей конечной целью сохранность и укрепление эмоционального здоровья воспитанников, их гармоничное существование в условиях ДОУ, развитие природных талантов и оказание своевременной поддержки родителям и педагогам детсада при возникновении непростых жизненных ситуаций. С детьми из социально - неблагополучных семей, семей «группы риска», многодетных и малоимущих семей, а также с родителями данных категорий семей, проводит работу инспектор по охране и защите прав детства.

 

        Старший воспитатель                                   Порунова А.С.

Аналитическая справка «Создание психолого-педагогических условий в МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска
Аналитическая справка Создание психолого
Adobe Acrobat Document 3.2 MB