Роль семьи в развитии речи ребёнка

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал в жизни карьеру, преуспевал в бизнесе?

Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы Ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всём.

  Тогда учите своего ребёнка правильно говорить! Ведь учась говорить, ребёнок учиться логически, мыслить. Не заглядывая в отдалённое будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша. Часто можно услышать, как взрослые говорят ребёнку: «Что же ты не научился правильно говорить? Все твои товарищи уже хорошо говорят! И ты старайся! Скажи: «Миша надел шубу и шапку и пошёл в сад». Ребёнок очень старается, ему хочется сказать правильно, но он не умеет произносить [ш], и у него получается: «Миса надел субу и сапку и посёл в сад».

  Ребёнку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться выговорами. Вы заметили, что сверстники смеются над неправильной речью малыша? В таких случаях ребёнок может постепенно обособиться от сверстников, что ещё больше задержит развитие речи и отрицательно повлияет на его характер: он станет раздражительным, замкнутым, обидчивым. Некоторые дети начинают безобразничать, выискивая, чем бы заняться, пока все остальные читают и рассказывают.

  Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

  А если Ваше любимое чадо уже получило прозвище «Картавый» или «Шепелявый», не ваше ли в этом вина? Уделяете ли должное внимание тому, чтобы ребёнок вовремя научился чётко выговаривать все звуки и овладел правильной речью?

  Чистое произношение, богатство словарного запаса, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Устранить дефекты речи, сформировать и закрепить правильную артикуляцию звуков поможет логопед. И всё-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи Вы должны взять на себя.

  От Вас, любящие родители, потребуется «совсем немножко» - набраться терпения, заинтересовать ребёнка и включить его в целенаправленную работу по рекомендациям логопеда.

   Занятия рекомендуется проводить систематически, не менее 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. На начальном этапе эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить её надо ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её продолжительность 3-5 минут. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются перед зеркалом.

При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

- Обучающий может научить обучаемого, если сам владеет материалом. Вы должны быть образцом для подражания.

- Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приёмов обучения.

- Ребёнок должен учиться, играя.

В сотворчестве – Родители – ребёнок – логопед – мы сможем добиться многого: научить отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков, различать звуки на слух и воспроизводить их правильно.