Оборудование в рамках Федеральной программы "Доступная среда", было представлено на районной августовской конференции работников образования Сальского района "Образовательная среда - территория роста и социализации детей".

Детский сад  в 2017 году стал участником Федеральной программы «Доступная среда», которая нацелена  на развитие инклюзивного образования, создание условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.  Были проведены ремонтные работы, установлено специальное оборудование: подъемный пандус, ремонт туалетной  комнаты с установлением поручня, оборудована группа для детей с инвалидов и приобретено  оборудование для работы с детьми с ОВЗ.

 Предметная развивающая среда для детей с ОВЗ в нашем учреждении строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его нарушений в развитии, интересов, уровня активности Мы стараемся обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей.

   Для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата адаптированы условия для пребывания ребенка в детском саду. Имееется пандус, предусмотренно оборудование в виде поручня для посещения туалетной комнаты, функциональное кресло для детей с ограниченными возможностями здоровья, которое служит для фиксации ребенка в положении сидя, уличный сенсорный лабиринт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конструкция сенсорного лабиринта предусматривает его использование всеми детьми, в том числе с ограниченными возможностями. Совместные игры облегчают прохождение социальной адаптации детям с ограниченными возможностями. Лабиринт состоит из игровых и сенсорных панелей, образующих коридоры, перемещаясь по которым пешком или в инвалидной коляске ребенок может поиграть с заинтересовавшей его панелью. Сенсорные панели находятся в свободном доступе на территории детского учреждения, где ребенок может играть не только совместно с воспитателем, но и с родителями. Учитывая физические особенности детей в группах и кабинетах специалистов выделены зоны для отдыха, в которых расположены релаксационные кресла, диваны и маты, где ребенок может отдохнуть в удобной для него форме.

    В работе с детьми с нарушением зрения мы используем видеоувеличитель – это специализированный прибор, предназначенный для чтения текстов и просмотра картинок слабовидящими детьми. Фактически, это устройство является удобной лупой, которую можно настроить индивидуально на ребенка.

    Для детей с особенностями развития эмоционально - волевой сферы, а именно с расстройствами аутистического спектра мы стараемся создать условия, где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям. Ребенку  с расстройством аутистического спектра необходима сенсорно обогащенная среда  и визуальная поддержка:  алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках. В работе с такими детьми, мы используем записывающие коммуникаторы, с помощью которых можно записывать любые сообщения продолжительностью 35 секунд  для выражения желаний ребенка в течение всего дня, а так же используем их с целью коррекционно – развивающего обучения, включаю в занятия. С помощью говорящего фотоальбома  создаем говорящую книгу-коммуникатор любимыми фотографиями детей, изображениями, рисунками.

   Зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сенсорные мячи, сухой бассейн, сенсорные кресла, сухой душ, чашка – балансир – все это сенсорное оборудование позволяет создать безопасную комфортную среду, которая способствует общему расслаблению, психическому и физическому восстановлению. Яркий сухой бассейн предназначен для развития моторики, улучшения координации и равновесия у детей с неврологическими патологиями и ДЦП. Множество разноцветных шариков, в которые погружен ребенок, оказывают расслабляющее воздействие, благотворно влияют на сенсорное восприятие и эмоциональное состояние ребенка. Игры в сухом бассейне вызывают восторг у детей любого возраста и реабилитационные занятия проходят в приятной игровой форме.

  Входящие в комплект оборудования тренажеры разработаны специально для детей с какими-либо физическими ограничениями здоровья или нарушениями сенсомоторики. Подушка с вибрацией – стимулирует осязательное восприятие, оказывает расслабляющее действие. Специально разработанные для детей  наколенные утяжелители позволяют  «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей во время заняти помогает уменьшить гиперактивность ребенка и помогает ему стать более усидчивым и более спокойным – позволяет ребенку чувствовать себя в положении сидя более уверенно.  Трехцветный таймер с секундомером помогает детям ориентироваться во времени выполнения задания, на котором звуковым сигналом определяется начало и окончание выполнения того или иного задания.

    Пространственно-временная структура среды – мощное средство выстраивания поведения ребенка с расстройствами аутистического спектра.  

Для коррекционно – развивающих занятий педагог – психолог и учителя – дефектологи используют дидактический материал из набора Ф.Фребеля,  представляющий собой шкаф с 7 ящиками, с различной наполняемостью, которые  способствуют развитию речи, мелкой моторики, слухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, цветовой и пространственной ориентации. Помогает овладению счетными навыками.

      Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы используем планшет с песком в развивающих и обучающих занятиях, который предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей ребенка, развития мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности; развития мышления, воображения, речи; коррекции нарушений внимания, поведения, эмоциональных и невротических нарушений; развития двух полушарий ребенка; снятия стресса и гармонизации внутреннего состояния; коррекции страхов ребенка и подготовки руки к письму.

     Для стимуляции тактильных ощущений и развития мелкой моторики в своей работе мы используем тактильно – дидактическое панно. Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, развивается физически и интеллектуально.

    Многофункциональные сенсорные дидактические пособия способствуют развитию процессов мышления, внимания, памяти, координации зрительного  и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. У детей создается опыт тактильных ощущений при исследовании поверхностей  с множеством интерактивных предметов в форме различных застежек, пуговиц, липучек, пряжек.

«Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов. Процедура обследования проводится за компьютером. Предъявляемые ребенку на экране задания, выполненные в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с одновременной возможностью фиксации специалистом ответов и внесении необходимых комментариев, создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования ребенком.Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.

    Для физического развития и реабилитации детей с ОВЗ мы используем в работе спортивные тренажеры, батут, балансир, мягкие лабиринты и различные виды ортопедических дорожек. Такое оборудование помогает развивать у детей пространственную ориентировку, координацию движений, мелкую моторику и мускулатуру. Разные виды дорожек с различными наполнителями тренируют навыки ходьбы и массажа ног, развивают тактильную чувствительность. Они помогают в профилактике развития плоскостопия у детей. Балансир используется для развития силы всего тела, силы растяжных рук и ног, снятия психо-эмоционального напряжения; формирования умения держать равновесие, для обучение детей контролю над своими действиями; для формирования и закрепления понятий «право», «лево».

Упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.

   Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволяет облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

 

 

Специально оборудованные учебные                          кабинеты

Имеется кабинет учителя-логопеда, сенсорная комната, кабинет педагога-психолога  для проведения индивидуальных занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья . Для подгрупповых занятий используются групповые помещения и музыкальный зал.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий отсутствуют.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведённое под библиотеку.

 

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья доступен книжный фонд который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях, включает в себя : сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных писателей и поэтов.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для организации физкультурных занятий, двигательной деятельности, занятий спортом имеется спортивный зал ( совмещён с музыкальным). В доступности спортивная площадка для занятий спортом и проведения подвижных игр и упражнений.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В кабинете логопеда имеются следующие средства обучения и воспитания:

- логопедическое зеркало 50x100

- индивидуальные зеркала для детей

-логопедические зонды и шпатели

- пособия для развития мелкой моторики и речевого дыхания

- развивающие игры

- магнитная доска

- фотоальбом с артикуляционной гимнастикой

- дидактические игрушки и пособия

- серия наглядных картинок для развития связной речи

-картотеки ( пальчиковых игр, скороговорок, словесных игр)

- герои настольного театра

 

В кабинете педагога-психолога имеется:

- дидактический материал для развития познавательной и эмоциональной сферы

- развивающие пособия для мелкой моторики

- настольные игры для развития интеллектуальной сферы, развивающие пособия для сенсорной сферы

- диагностический материал для изучения развития познавательной и эмоционально-волевой сферы

- учебно-методическая литература

 

Сенсорная комната оснащена следующим оборудованием:

- сенсорная панель

-видеоувеличитель

-записывающие коммуникаторы

-зеркальный уголок с пузырьковой колонной

-сенсорные мячи

-сухой бассейн

-сухой душ

-набор Ф. Фребеля

-планшет с песком

-тактильно-дидактическое панно

-сенсорные кресла

-чашка-балансир

 

В групповых помещениях в доступности:

- наглядные пособия для речевого развития

-речевые дидактические игры

-сюжетные и предметные картинки

 В доступности все средства для развития и воспитания детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

В музыкальном зале ( совмещённом со спортивным) в доступности всё оборудование и пособия для физического и художественно-эстетического развития.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте.

Ширина дверных проемов входа в детский сад и музыкального зала не позволяет беспрепятственно передвигаться инвалидам-колясочникам.

Имеется мнемосхема (тактильный стенд) для беспрепятственного доступа в учреждение.

Специальные условия питания

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

Специальные условия охраны здоровья

Оборудован медицинский кабинет, оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме.

Созданы медико-гигиенические условия (оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации).

Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи.

Для обеспечения охраны жизни имеется тревожная кнопка с выходом на пульт охраны.

Территория МБДОУ оборудована системой внешнего видеонаблюдения, электронной системой открывания замков на входной калитке, системой АПС.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

   

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.

 

 

 

 

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельный доступ обучающимся, в т.ч. инвалидам и лицам с ОВЗ не предусмотрен.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не предусмотрены.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.