Развивающая предметно - пространственная                                       среда

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная средагруппы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

 

Содержательная насыщенность среды

 

          Развивающая предметно-пространственная среда образовательного учреждения и групповых помещений построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует действующим санитарным нормам и правилам. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим педагогическим и эстетическим требованиям.

      Предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации ООП ДО основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра.

     Созданы условия для организации образовательного процесса.

Образовательное пространство ДОО оснащено средствами обучения, различными материалами. Предметное содержание выполняет информативные функции об окружающем мире. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего материала.

      Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, гендерных особенностей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

        В каждой возрастной группе созданы «центры активности», которые содержат в себе познавательный и развивающих материал в соответствии с возрастом детей: центр игры, центр природы, центр экспериментирования, центр математики и сенсорики, центр конструирования, центр патриотического воспитания, книжный центр, центр творчества, центр безопасности.

        В МБДОУ уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т. к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной,   двигательной деятельности.        

   В оформлении  МБДОУ использованы работы, изготовленные в совместной деятельности педагогов с детьми. В  групповых    комнатах,      холлах организованы  выставки детского художественного творчества. Территория детского сада - важное составляющее звено развивающей предметно - пространственной среды. Игровые площадки соответствует       гигиеническим требованиям     и      обеспечивает    удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. Для защиты детей от солнца и осадков имеется веранды. На игровых площадках имеется игровое оборудование для обеспечения двигательной   активности, для  сюжетно-ролевых игр, дидактических           и игр с водой    и песком, для подвижных     игр и трудовой деятельности, для художественно-эстетического, познавательного и речевого развития.

     На территории МБДОУ имеется спортивная площадка — это место для организации различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе, которые укрепляют здоровье детей, повышает их работоспособность.

 

Трансформируемость пространства

 

   В МБДОУ предусмотрена возможность изменения пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов детей. Детские кровати используются для размещения игрового оборудования, макетов. Центры активности легко трансформируются и перемещаются в другое пространство группы. Например, центр экспериментирования может превращаться в музей, выставку, центр природы — в лабораторию. В образовательном пространстве возможно транформировать столы (объединять, индивидуализировать). Педагоги вместе с детьми могут по желанию менять облик группового помещения. В группах имеются уголки уединения, куда ребёнок может отлучиться при желании.

 

  Полифункциональность материалов

 

      В помещениях возрастных групп и на участке ДОО имеются полифункциональные (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

      Полифункциональность позволяет ребёнку гибко использовать элементы предметно-пространственной среды в соответствии с замыслом и сюжетом игры. Учебная доска используется для рисования маркерами, составления узоров, выставки детских работ. В группах имеются маркеры игрового пространства:

 «Салон красоты», «Больница».

 

   Вариативность среды

 

   Вариативность среды обеспечивает наличие в группе различных пространств детской реализации, разнообразных материалов, предполагающих свободный выбор детьми. В центрах активности обеспечивается периодическая сменяемость материалов, появление новых предметов. Кроме этого возможно появление центров по интересам (детские коллекции, семейные выставки).

 

  Доступность среды

 

   Для воспитанников МБДОУ, в том числе детей с OB3 и детей-инвалидов, доступны все помещения, где осуществляется образовательная деятельность: музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, учителя – дефектолога, педагога-психолога и сенсорная комната. Свободный доступ детей к играм, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности.

 

 Безопасность предметно - пространственной среды

 

     Все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям безопасности при их использовании.

  Все элементы PППC обеспечивают надежность и                безопасность (физическую и психологическую) их                                использования.Насыщенность РПП среды предполагает:

 - разнообразие материалов, оборудования, инвентаря

  в группе;

 -соответствие возрастным особенностям и содержанию                 программы.

 

   

 

Направление:

Социально-коммуникативное развитие.

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Познавательное направление.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Речевое развитие.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская»находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театрализованная деятельность.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

Развивают артикуляционную моторику;

Развивают артикуляционную моторику;

Расширяют словарный запас;

Развивают монологическую и диалогическую речь;

Развивает общую и мелкую моторику.

Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.

Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.

Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.

Определить дополнительное оборудование.

Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

 

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС мы строим таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.