Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. При обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается специальная программа развития, учитывающая индивидуальные особенности.
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 7 "Ромашка" г. Сальска осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
Изменения в современной системе дошкольного образования касаются переосмысления принципов, содержания, форм, методов обучения и воспитания. Особенно данные изменения касаются педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ, согласно п.2.11.2. ФГОС ДО «Содержательный раздел Программы должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов.»
«Коррекционная работа и/или инклюзивное образование» должны быть направлены на:
1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации».
Современное общество во всем мире признает необходимость и целесообразность создания для детей с ОВЗ условий, способствующих их успешной социализации и адаптации, формированию самостоятельности, навыков социальной и жизненной компетентности. Перед воспитателями и специалистами детского сада встают вопросы: как организовать процесс образования, воспитания и развития, какие использовать эффективные формы и виды деятельности для коррекционно-развивающей работы.
Практика работы специалистов и воспитателей нашего дошкольного учреждения показывает, что трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой и психоэмоциональной сфере. Важен поиск эффективных технологий в работе не только с детьми с ОВЗ, но и их родителями и педагогами, работающими с данной категорией детей.
В 2023-2024 учебном году количество детей с ОВЗ составляет 39 детей, из них 11 детей - инвалидов.
В нашем образовательном учреждении а функционируют 5 группы компенсирующей направленности:
- 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР;
- группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР;
- группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом;
- группа компенсирующей направленности кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом.
В нашем ДОУ для детей, которые не могут по состоянию здоровья посещать группы компенсирующей направленности полного дня, функционирует группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ, где ребенок посещает индивидуально игровые коррекционные занятия специалистов и воспитателя. Группа кратковременного пребывания является альтернативной формой подготовки детей данной категории к школе и жизни в социуме. Заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, превратить общение в волшебную сказку, путешествие или приключение - главная задача педагогов в работе с особыми детьми. Планирование работы строится исходя из возраста, возможностей, индивидуального психофизического развития ребенка.
В 2023-2024 учебном году численность групп компенсирующей направленности для детей с ТНР составляет 20 человек, группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР 10 человек, группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом 5 человек и группа компенсирующей направленности кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом 4 человека.
Группы компенсирующей направленности посещают дети с различными нарушениями: с нарушениями речи,с задержкой психического развития,с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания), с ДЦП,с аутизмом и расстройствами аутистического спектра,с синдромом Дауна. Некоторые воспитанники имеют сложный дефект в развитии.
Направления работы групп компенсирующей направленности
-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития исоциализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Цель коррекционной работы:
Систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;
2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.
3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.
4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.
5. Формировать у детей эстетического отношения к миру, накоплению эстетических представлений образов, развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.
Для организации коррекционной работы необходимы следующие
специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого – педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
2. Обеспечение дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;
3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка с ОВЗ; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей);
4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития вместе с нормально развивающимися детьми в проведении культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации коррекционной работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Наши педагоги в соответствие с графиком курсовой подготовки проходят специализированные курсы повышения квалификации.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в нашем учреждении сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, тьютор, воспитатели и медицинский работник.
Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями.
В группах компенсирующей направленности с ОВЗ при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов у нас спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.
Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, педагогов, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда, тьютора), работающих с этими детьми.
Одна из основных ролей в комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении принадлежит учителю-дефектологу, который координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность. Работа учителей – дефектологов строится в соответствии с программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред С.Г. Шевченко.
Учитель-дефектолог разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты, обеспечивает индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по социально - бытовой ориентировке, пространственной ориентировке, осуществляет контроль за соблюдением индивидуальных условий восприятия материала. Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности, а также в режимные моменты.
В соответствии с индивидуальным учебным планом и программой «Цветик - семицветик» под ред Н.Ю.Куражевой проводит занятия педагог-психолог.
В его функции входит следующие направления: углублённое изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребёнка; оказание методической помощи специалистам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребёнка. Педагог – психолог проводит системные коррекционно-развивающие занятия по развитию восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, а также - эмоционально-волевой сферы и произвольных форм поведения, осуществляет комплекс поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.
Учитель – логопед работу в группах компенсирующей направленности организует в соответствии с программой "Адаптированная примерная основная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под ред. Л.В.Лопатиной.
В его функции входит: всестороннее изучение речевого развития детей, проведение фронтальных и индивидуально-групповых занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
На первом этапе работы большое внимание уделяется преодолению общей моторной неловкости, формированью тонкой моторики пальцев рук, подготовке артикуляционного аппарата к правильному звукопроизношению и развитию фонематического восприятия. Особое внимание уделяет разработке рекомендаций другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с ребёнком.
Воспитатель осуществляет работу по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях с учётом:
- рекомендаций дефектолога, психолога, логопеда (организация развивающих и коррекционных игр)
- уровня развития и возможностей детей (выделение степени самостоятельности, подбор определённого размера индивидуальных пособий, упрощённый или усложненный вариант занятия, дифференцированная оценка результатов работы),
- характера деятельности ребёнка (быстрое вхождение в контакт, темп выполнения задания, реакцию на оценку его деятельности, уровня развития познавательных и мыслительных процессов ребёнка).
Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения, по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;
• использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.
Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.
Через музыкальное воспитание у некоторых безречевых детей можно добиться появления активной речи. В некоторых случаях, то, что учителю-дефектологу порой не удается развить у ребенка только вербальными и наглядно-практическими средствами, музыкальный работник может вызвать на музыкальной коррекционно-развивающей деятельности, поскольку ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности.
Инструктор по физической культуре определяет физическую нагрузку и нормативы, показания и противопоказания к использованию отдельных видов упражнений и движений на основе рекомендаций врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра и общего психического развития ребенка. Он проводит групповые занятия с детьми в соответствии с программой "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, акцентируя внимание на детей, имеющих соматическую слабость, отставание в развитие двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений. Включает в комплекс упражнений коррекционные задания (упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения). При выполнении общеразвивающих упражнений индивидуально дозирует темы, количество упражнений в зависимости от индивидуальных и физиологических особенностей детей.
Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с другими специалистами обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.
В учреждении соблюдаются все рекомендации врачей, специалистов, учитываются особенности психического и физического развития ребёнка. Индивидуальные программы разрабатываются коллегиально в соответствии с заключениями ПМПК.
И только благодаря тесной взаимосвязи всех специалистов нашего ДОУ, мы смогли организовать и правильно простроить систему коррекционно-педагогической работы с нашими детьми. Она состоит из двух блоков:
-Коррекционно-педагогическая работа с детьми, направленная на коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.
-Коррекционно-педагогическая работа с родителями, направленная на обогащение родителей знаниями по вопросам воспитания детей, через специальные лекции, семинары, консультации и т. д.
Основным механизмом достижения цели – создания специальных условий для образования детей с ОВЗ – является проектирование адаптированной (индивидуальной) образовательной программы (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в общеразвивающей или комбинированной группе или проектирование адаптированной основной образовательной программы (АООП) для организации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности или в общеобразовательной организации, реализующей инклюзивную практику.
Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АООП являются обязательным условием индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ.
В настоящее время разработка адаптированных программ – является актуальным вопросом для системы дошкольного образования, так как в настоящее время нет федеральных методических рекомендаций по их составлению. Образовательная программа является продуктом деятельности педагогического коллектива, и поэтому, содержание и реализация программы зависит от готовности педагогов учреждения к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: от их базового образования, опыта работы с такими детьми, знания нормативно-правовой документации и др.. При разработке и составлении АООП используются требования к структуре основной образовательной программы и к содержанию разделов программы, которые рекомендованы федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель программы: проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР и детей ЗПР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
В связи с этим коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач:
Ø помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении детей с ограниченными возможностями здоровья;
Ø способствовать общему развитию дошкольников с ОВЗ, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
Ø создать благоприятные условия для развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Ø обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
Ø способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
Ø осуществлять индивидуальную ориентированную психолого - медико – педагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПк) ;
Ø оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам ( статья 79 п. 2. Закона об образовании).
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.Их реализация обеспечивает максимальную коррекцию нарушений развития и полную социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.
Адаптированная основная образовательная программа - это комплексная программа по оказанию помощи детям с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Учитывая особенности детей с ОВЗ, разработанная нами программа, включают в себя:
- организацию систематической помощи в соответствии с выявленными нарушениями;
-организацию координированного взаимодействия педагогических и медицинских усилий учителей -дефектологов, учителей - логопедов, педагога – психолога, воспитателей, медицинских работников, родителей;
- реализацию индивидуальной программы развития ребенка в зависимости от уровня и вида нарушения;
- здоровьесберегающий режим;
- педагогическое взаимодействие с семьей в процессе коррекционно- развивающей работы.
Образовательный процесс для детей, обучающихся в группе компенсирующей направленности, осуществляется по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной рабочей группой педагогов, принятой педагогическим советом дошкольного учреждения и утвержденной приказом руководителя.
Базой для разработки АООП ДО, направленных на коррекцию и развитие речевыхи психических процессов в нашем детском саду составили программы:
- основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- программа "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием" Т. Б Филичева, Г. В. Чиркина.;-программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко.
Структура и содержание адаптированных программ определено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
Структура адаптированной программы выдержана и представлена в соответствии с ФГОС ДОтри раздела: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку с описанием особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими
тяжелые нарушения речи (ОНР – I, II, III уровень, сочетанные нарушения в развитии) или задержку психического развития,характеристику детей с ОНР, ЗПР, ДЦП, аутизмом сфиксацией целей и задач, определеним общедидактических и специальных принципов обучения и воспитания.
В содержательном разделе – смоделирована образовательная и коррекционная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях (социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации АООП для детей с ОНР и ЗПР, раскрыты особенности работы специалистов и взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по преодолению психо - речевых нарушений, достижения качества дошкольного образования, спроектирована образовательная деятельность по развитию детей в профессиональной работе специалистов (учителя – дефектолога, учителя – логопеда, педагога – психолога).
Организационный раздел содержит описание материально- технического обеспечения АООП ДО для детей с ОВЗ, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, учебный план и расписание занятий, раскрыты подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды.
При разработке и реализации АООП ДО в дошкольном учреждении были созданы следующие условия:
- учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
- наличие в ДОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка необходимости разработки АООП. В качестве такой структуры в нашем учреждении создан психолого-педагогический консилиум;
- наличие подготовленных педагогических кадров, имеющих специальное дефектологическое образование, проходящих обучение на курсах повышения квалификации и проблемных семинарах по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
- привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
- согласие родителей (законных представителей) воспитанников на обучение ребенка по адаптированным программам – в этом случае родители предоставляют письменное согласие, которое хранится в личном деле ребенка, а также знакомятся с АООП ДО под личную подпись.
Разработка АООП ДО в нашем дошкольном учреждении является общим делом, в нем принимают участие все педагоги дошкольного учреждения, привлекаются к обсуждению вопросов и родители (законные представители) воспитанников.
В настоящее время коллектив детского сада находится на этапе непосредственной реализации программы: организуется деятельность воспитателей и специалистов в соответствии с программами и планом, осуществляется мониторинг реализации программ и мониторинг эффективности коррекционной работы.
Результаты мониторинга реализации программ будут служить для осуществления анализа и дальнейшей коррекции.
Таким образом, адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОВЗ. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с особыми образовательными потребностями, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Разработка адаптированных программ (АООП ДО и АОП) является условием предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья качественного дошкольного образования, позволяет в соответствии с ФЗ « Об образовании» осуществлять образовательные услуги.
На современном этапе развития системы образования уделяется большое внимание взаимодействию с семьями воспитанников. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. Опыт работы нашего детского сада показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Перед нами стала задача - вооружить родителей современными педагогическими знаниями и технологиями.
При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:
- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
- развитие детско-родительских отношений;
- совершенствование коммуникативных форм поведения;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Мы стараемся донести до родителей, что максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий.
К ним относятся:
- раннее начало коррекционной работы,
- благоприятная семейная обстановка,
- взаимодействие детского сада с семьей,
- медицинское сопровождение.
Организую работу с родителями мы ставим перед собой цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни детей - инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе.