Консультация учителя - логопеда для педагогов и родителей на тему: "Речедвигательный тренинг, как метод коррекции речевых нарушений".
Речедвигательный тренинг - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и
мелкая моторика.
Технология речедвигательного тренинга направлена на развитие:
Неречевых процессов - слухового и зрительного восприятия, внимания (объём, концентрация, переключение, устойчивость, распределение), аудиальной, визуальной моторной памяти, пространственного мышления. Знакомит детей с телом, снижает психоэмоциональное и телесное напряжение.
Развитие речи и моторных особенностей - совершенствование выразительности речи, формирование фонематического слуха, развитие правильного дыхания, зрительно – моторной координации. А также точности, плавности и координированности движений, активизации психомоторики.
Средством речедвигательного тренинга являются: двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж кистей рук и пальчиков, вокалотерапия, тонирование, продуктивные виды деятельности (лепка и рисование), телесно -ориентированные техники, психогимнастические упражнения, элементы «Беби-йоги», ауторелаксация.
К методическим приёмам речедвигательного тренинга относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Речедвигательный тренинг как метод коррекции рекомендован для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими лёгкие задержки психоречевого и психомоторного развития, а также другие нервно-психические расстройства, находящимися на грани здоровья и болезни.
Возможно использование элементов речедвигательного тренинга в профилактической работе с целью психофизической разрядки.
Примеры упражнений:
Упражнение-игровой массаж «Мошка».
Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:
Вот кулак, а вот ладошка,
(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)
На ладошку села мошка.
(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)
И пошла, пошла, пошла,
(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)
До мизинчика дошла. (Т. Трясорукова)
Упражнение-рисовалка «Поросёнок Коржик».
Педагог рассказывает стихотворение, предлагает детям помочь Коржику добежать до мячика по дорожке-камушкам (провести линию карандашом по пунктиру). Обратите внимание детей на четкость, аккуратность проводимой линии:
Поросёнок Коржик вышел погулять,
На лугу резвиться, в мячик поиграть.
Коржик рад, он видит лужу,
Искупаться ему нужно.
В лужу Коржик наступил
И от счастья всё забыл.
В луже он купается, хрюкает, старается. (Т. Трясорукова)