Консультация учителя - логопеда для педагогов  и родителей на тему: "Речедвигательный тренинг, как метод коррекции речевых нарушений".

Речедвигательный тренинг - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика.

Технология речедвигательного тренинга направлена на развитие:

Неречевых процессов - слухового и зрительного восприятия, внимания (объём, концентрация, переключение, устойчивость, распределение), аудиальной, визуальной моторной памяти, пространственного мышления. Знакомит детей с телом, снижает психоэмоциональное и телесное напряжение.

Развитие речи и моторных особенностей  - совершенствование выразительности речи, формирование фонематического слуха, развитие правильного дыхания, зрительно – моторной координации. А также точности, плавности и координированности  движений, активизации психомоторики.

Средством речедвигательного тренинга являются: двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж кистей рук и пальчиков, вокалотерапия, тонирование, продуктивные виды деятельности (лепка и рисование), телесно -ориентированные техники, психогимнастические упражнения, элементы «Беби-йоги», ауторелаксация.

К  методическим приёмам речедвигательного тренинга относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность  детей.

Речедвигательный тренинг как метод коррекции  рекомендован для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими лёгкие задержки психоречевого и психомоторного развития, а также другие нервно-психические расстройства, находящимися на грани здоровья и болезни.

Возможно использование элементов речедвигательного тренинга в профилактической работе с целью психофизической разрядки.


Примеры упражнений:

Упражнение-игровой массаж «Мошка».

Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:

          Вот кулак, а вот ладошка,

(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)

На ладошку села мошка.

(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)

И пошла, пошла, пошла,

(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)

До мизинчика дошла. (Т. Трясорукова)


Упражнение-рисовалка «Поросёнок Коржик».

Педагог рассказывает стихотворение, предлагает детям помочь Коржику добежать до мячика по дорожке-камушкам (провести линию карандашом по пунктиру). Обратите внимание детей на четкость, аккуратность проводимой линии:

Поросёнок Коржик вышел погулять,

На лугу резвиться, в мячик поиграть.

Коржик рад, он видит лужу,

Искупаться ему нужно.

В лужу Коржик наступил

И от счастья всё забыл.

В луже он купается, хрюкает, старается.  (Т. Трясорукова)